Olga_Adam_artist
Вопрос-ответ,  интервью,  Прокачка на креативность,  творчество,  Хочу стать художником

Ольга Адам — Формула успеха от А до Я…

Сегодня у нас на связи рубрика «Хочу стать художником».  Мы пришли в гости к художнице Ольге Адам узнать, как складывался ее творческий путь. В  уютной атмосфере своей мастерской Ольга рассказала нам все самое сокровенное…

OLga_Adam_web

— Оля, мы с тобой познакомились не очень давно. Я наблюдаю за тобой на Фейсбуке и прихожу к выводу, что ты очень интересная личность, у тебя очень необычная судьба. Расскажи, как давно ты решила стать художником и с чего все началось?
— А можно долго рассказывать?(Улыбаясь, спрашивает Оля)
-Да, у нас 134 часа…(Улыбаясь, отвечаю я)
-Хорошо, тогда начинаем. Мой творческий путь начался ещё в детстве, когда на уроке рисования меня выгнали за то, что нет с собой водички. Я была новенькая в этой школе, в этом классе и был сентябрь… Наша учительница была похожа на полковника в отставке, седая, в пиджаке и очень грубая, и она отнеслась ко мне крайне негативно. Я нашла где-то баночку и вернулась на урок.
Но я нарисовала так, как я видела. Там был натюрморт — вазочка с нарциссами, на ней была эмаль, перетекающая из зеленого в желтое. Учительница показывала образец, где было ровно нарисовано — тут зеленое, а тут желтое. А я же видела, что цвет перетекает один в другой и сделала такие подтеки. Она взяла его, показала всему классу и высмеяла, сказав: «Смотрите, что это за уродство! Как можно так рисовать!»
Я была в таком шоке! Наверное, нужно Спасибо сказать вселенной — моё внимание (ребёнка 10 или 11-ти лет) привлекло рисование. Это стал для меня такой болезненный предмет, и я твердо решила, что научусь рисовать лучше всех и стану художником.
Так меня вселенная взяла на слабо. Я пришла домой, взяла карандаш, бумагу. Рядом висели портреты моих родителей, сделанные художниками друзьями в карандаше. Я смотрела и думала:» Боже, как можно так красиво рисовать! Я тоже буду очень-очень стараться и у меня получится именно так!» Я рисовала и стирала, снова рисовала и рисовала свой автопортрет до 4 часов утра.
На следующий день я нашла учительницу и показала ей рисунок. Она посмотрела и сказала:» Ну, тебе нужно учиться…»

И я пошла в художественную школу. Правда, мои родители мне запретили. У нас в посёлке разгуливал маньяк, нельзя было поздно возвращаться. Но мне очень хотелось поступить в художественную школу. Поэтому я оделась как моя мама, одела ее платье, каблуки, очки, украшения и отправилась записывать свою дочь в студию при дворце пионеров. Но на самом деле оказалось, что ничего этого делать не нужно было, меня бы приняли и так, если бы пришла сама…
-Ты нарядилась мамочкой! А сколько тебе было лет?
-11-ть
— И никто ничего не заметил? Изобретательный подход!!
— Да я не знаю, особо не смотрели.  Консьержка просто записала и все.
Несмотря на родительские запреты и увещевания, я все равно ездила на занятия и родителям пришлось смириться, когда через полгода мне дали приз на выставке — мольберт, и им нужно было поехать его забрать. Папа понял, что все серьёзно.
Это была экспериментальная студия при дворце пионеров, там мы изучали скульптуру, ткачество, супрематизм …
— Это интересно…
— Да. Я сразу влюбилась в свою учительницу, это Ольга Дмитриевна. Она потрясающе ничего не помнила, настоящий художник. Никого не узнавала, вся такая не здесь, она все теряла, постоянно все забывала… Это было так прекрасно!
Мне очень хотелось быть похожей на нее и где-то через полгода мне удалось добиться такого же эффекта.

anne
Из арт-бука художницы

Я семь раз забыла сестру из садика забрать. Потеряла восемь пар ключей, несколько зонтиков, сумок. И съехала на тройки. Получила здоровенный втык от родителей и решила, что память нужно опять возвращать. У меня была отличная память, отличные оценки до этого.
И мне удалось вернуть память, к счастью.
Я поняла, что художник это не обязательно тот человек, который ничего не помнит, ничего не понимает.
— Я пропустила! Когда ты решила, что художник это тот, кто ничего не помнит?
— Да учительница была такая, я на неё хотела быть похожа.
Я проучилась в школе 4 года и затем поступила на книжную графику в Худпром.
Проучилась 2 года и пошла работать на фаянсовый завод. Это было время такое странное: 1992 год, развал Союза, учителя месяцами к нам не заходили. Потом ещё Костя родился (сын). Я не нашла ответ для чего я в академии, если обучения фактически не было.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

-То есть ты бросила академию? 
— Да, я ушла. Это было сложное время. Родители попали в больницу на два года, мне было 17 лет и нужно было как-то выживать. Я даже в хлебном работала, в парикмахерской летом, перепись населения делала.
Когда Косте исполнилось 3 года и мне казалось, что я мало знаю о том, что с ним делать дальше, я решила поступить на второе высшее.
— И  ты пошла на психолога?
— Нет, я пошла на историка в педагогический. Учась на историка, мне приходилось очень много рисовать. Я рисовала все стенгазеты, все что нужно для факультета, потом началась археология, я пропадала в археологической мастерской, делала зарисовки на археологических раскопках. Занялась изучением украинского кафеля, мне очень понравилось это. Даже курсовую делала по этой теме.
-Что-то сохранилось? 
-Нет.
На третьем курсе я попала на телевидение. К этому времени я уже подрабатывала в школе, преподавала историю Харькова в школе искусств и в Костиной школе вела историю. И в театре декоратором. Но я не бросала ни то, ни то. Даже не знаю, когда я все успевала.

oa11
Интуитивное рисование, Ольга Адам

На стене объявлений возле деканата висело объявление о приеме стажеров на телевидение. Я проходила мимо него всегда и думала: нет, это не для меня. Однажды я пришла в деканат стенгазету рисовать, а декан говорит:» Слушай, что ты в школе обычной будешь пропадать? Тебе нужно на телевидение! Позвони Косте Геворкяну.»
Я позвонила и меня взяли на стажировку. Нас было 18 человек- стажеров. Мы делали разные сюжеты. Через полгода оставили меня и еще одного парня. Вместе мы основали программу «Первая столица с Харитоном Харько». Я нарисовала заставку для программы и в студии Стороженко (мультипликационная студия в Харькове) слепили ее в стиле мультика Пластилиновая ворона. Также я нарисовала эскиз куклы Харитона Харько.
Я училась на четвертом курсе, но я уже работала и получала зарплату. Работа была в радость такую, что больше была похожа на тусовку, чем на работу. Попросили кукольников управлять куклой, в студию приходили все интересные личности, которые приезжали в город. Все давали интервью нашему Харитоше. Такие сюжеты классные получались.

ag2
Из арт-бука художницы

Я шесть лет там проработала. Потом сменилась власть на очередных выборах и нашу программу закрыли по политическим причинам. А мне предложили вести журнал. Открывался новый журнал «Пані вчителька». Нужно было придумать содержание, нарисовать обложку.
-То есть создать с нуля…
— Да. Мы сделали пилотный выпуск. И за 2-3 месяца нужно было объехать всю Украину и набрать 5000 подписчиков. Я даже выступала публично в Киеве, перед учителями в доме учителя.
— Это было твоё первое публичное выступление? Не страшно было?
— Нет, после телевидения уже ничего не страшно. Насыщенная такая была жизнь. Я, наверное, перенасытилась. Поэтому сейчас я стараюсь выбирать с кем общаться, а с кем нет. Куда идти, а куда нет.
— В прошлый раз я была у тебя в мастерской, ты говорила, что работала в театре…В кукольном?
 Нет, у нас был театр Мадригал, любительский, не знаю есть ли он еще. Мои подружки там играли. Я рисовала декорации, эскизы к костюмам.
Все было как-то так легко. Мне никогда не нужно было искать работу. Работа сама меня находила. Всегда. Я никогда не понимала тех людей, которые ищут работу.

soa14
В мастерской

Три года я делала журнал. Открыла для себя Западную Украину, Львов, Ивано-Франковск, при чем ездила не только в города, но и в села. Открыла для себя огромное количество разных видов школ. Руководила целым отрядом верстальщиков, корректоров, журналистов. Вот так, соберу материал на диктофон и раздаю сотрудникам журнала, кто о чем будет писать.

Когда я поняла, что журнал уже поставила на рельсы, потеряла интерес к этому виду деятельности. И решила открыть новые горизонты и переехать в столицу.
-Это был какой год? 
-2008-й или 2009-й.
И я решила повысить квалификацию. Так как на телевидении я проработала достаточно долго и выполняла много функций, но никакого подтверждения этому не было. Поэтому я решила, что режиссура..
-Твой конек?
— Что режиссура — это интересный курс на который я поступила бы и поучилась. И я поступила на режиссуру в интер-школе в Киеве. С прицелом найти работу в этой сфере. Закончила. Но уже учась здесь, я параллельно преподавала в арт- студиях. Да и финансово интересно! Находиться в разрыве между двумя городами сложно, в Харькове я просто жила, а в Киеве нужно было платить за аренду, снимать жилье.
После того, как завершились курсы, я устроилась на работу на Пятый канал, параллельно на СТБ. На канале 1+1 подружка работала, она меня попросила подработать реквизитором в программе Супер Зірка.
То есть параллельно сразу на трех каналах. Так я год выдержала…

OA6
Из серии работ Матери Мира

— Это тяжёлая нагрузка
— Да, плюс по выходным преподавала в арт- студиях. Портрет и другое.
Большую роль сыграл муж. (У меня тут новый муж появился в Киеве). И он сказал, что если ты хочешь — можешь совсем не работать. Можешь просто открыть свою арт-студию и все. Но если бы у меня не было такого внутреннего порыва — он бы, наверное, это не сказал.
И через год я бросила всю эту работу.  Мне уже просто настолько все надоело, я уже столько всего перепробовала, но искусство зовёт с детства, что ты просто без этого не можешь.
Первое, что я сделала в раннем возрасте, как я себя помню, — это разрисовала родителям паспорта. Решила, что там очень много пустых страничек и с этим нужно что-то сделать.
— И какие были последствия?
— Я не помню. Помню, что рисовала увлеченно.

 

schastie
В студии Счастье

Говорят же, если хочешь быть счастливым, вспомни, о чем ты мечтал, что ты хотел делать в детстве.

Я преподавала в студии «Арт Я» на Подоле, у меня группа была, я вела портрет. И девочка, которая руководила студией, уезжала в Германию. И она обмолвилась как-то, что уезжает и отдаёт студию кому-то. А я говорю: отдай мне!
И она мне ее отдала. И я переименовала ее в Счастье.
Впоследствии студия раскололась и часть сотрудников так и остались в Арт Я, сейчас они занимаются каллиграфией.

А мы с мужем открыли студию на Черниговской, купили специально много материалов художественных на большую сумму денег, давали рекламу, делали различные акции.

Например, в парке акция «Думай, чем дышишь».
Мы договорились с парком, натянули леску, подвесили картины, я договорилась еще с шестью художниками. Так получилась выставка в лесу. Плюс я попросила мне помочь актеров из института  Карпенка-Карого, они принесли много интересных костюмов, шляпки и прочее. Мы подвесили пустые рамы и посетители должны были фотографироваться в костюмах и рамах. Такие живые картины.
Вначале никто не мог понять, что это и для чего, но потом, когда все вошли во вкус, их невозможно было выгнать. На определённом этапе смены реквизитов возник вопрос: А когда же давать деньги? Оказалось, что все бесплатно.
Мы просто хотели, чтобы все люди поставили на аватарку свои фотографии в реквизите и раме. А на раме была надпись Арт — Студия Счастье в виде телевизионной хлопушки.
Потом я еще делала выставку на теплоходе. Руководство теплохода Маршал Кошевой хотело ознаменовать последний рейс теплохода и я предложила сделать выставку.  На всех палубах были мои картины и теплоход шел по всей Украине.

ss
Мастер-класс по рисованию портрета

Такое было и всякое было…
На Левом берегу в Киеве мало таких заведений (образовательных арт-студий), поэтому все удивились, что мы открыли студию. И почти со всеми, кто к нам ходил, я до сих пор поддерживаю дружеские отношения. Потом я вдохновила подругу, и она открыла такую студию в Запорожье. Затем позвонили совершенно незнакомые люди и сказали, что такую студию хотят открыть в городе Кривой Рог и спросили сколько стоит купить франчайзинг на студию, потом ещё ездили полгода учились, художницы две, до сих пор существует.

ff
Из арт-бука художницы/ Эскиз к шотландскому виски

Потом я уехала в Турцию на год и там открыла студию, которая тоже до сих пор существует, там другие люди сейчас преподают. Мне повезло, что я сразу нашла спонсора. Вернее, он меня нашёл. Богатый турок, уже в возрасте, который благоволил украинской общине, приходил и говорил, что ты хочешь, Оля? Сначала я не могла понять, что он имеет ввиду. А потом мне объяснили, что он очень богат и ему нечего делать, и он хочет помочь.
Тогда я сказала, что нужен мольберт, на следующий день везли 10 мольбертов, потом я сказала, что нужна пастель- везли несколько пачек пастели.
Там я много чего оставила. Хамзабей, спонсор, тоже художник, приходил и рисовал. Ко мне очень много детей ходило. То есть времени не было ни на что — люди ходили толпами. Сначала они просто ходили рисовать. Потом поняли, что я многое могу, и попросили позаниматься с детьми русским языком. Я преподавала детям русский в картинках, играх, играла театр. Потом стали и взрослые ходить. Потом мне предложили вести экскурсии на русском языке, так как я историк и рассказываю интересно, мне было несложно. Мы ездили по побережью Анталии, я и детей возила и взрослых.
-Оставалось ли время на творчество?
— Нет! Обучение плюс заказы — тому платье разрисовать, тому портрет, тому картину над диваном повесить.
Плюс украинское общество — это официальная организация. При ней в любой стране, где она есть, гражданин нашей страны может преподавать все, что угодно. 32 украинских общества существует. Мы делали с детьми скульптуры казаков,  украинских девушек, рисовали старый Львов к приезду львовской организации, участвовали в фестивалях, в днях украинской культуры и т.д.
Я даже не помню успевала ли я на пляж или нет, были ли у меня выходные.
— У меня такой вопрос — как ты совмещаешь бизнес и творчество. У тебя не возникало никогда стеснения сказать цену за свою работу?

dd
Из арт-бука художницы идеи для декора интерьера

— Наоборот! Чем дороже, тем лучше.
Например, у Хамзабея любимая женщина моя подруга Люба.  Я как-то купила платье за пять лир, она померяла, ей подошло и она его забрала. Хамзабей как узнал, что она купила за пять лир ругался страшно: что это такое, где ты и где пять лир! Дал ей 400 на платье и сказал, чтобы дешевле не покупала. Есть понятие, что дорогое- это хорошее. У них там так. Но и здесь у меня не возникало сомнений по этому поводу.
Я как продавала портреты по цене 500 долларов, так цена и держится с 2010 года. Я вот как- то поднять стесняюсь, боюсь почему-то..
-В смысле это портреты на заказ?
-Да. Вот, а такую цену я не стеснялась называть. Только сейчас я узнала, побывав на предаукционных показах и выставках, что такая цена сейчас у художников, которые считаются коммерческими. Коммерческий художник- это когда его продажи зафиксированы на зарубежных или отечественных аукционных торгах. Называется это эстимейт.
-Ты узнавала как попадать на аукционные торги?
— Непонятно как попадать. Там какой- то междусобойчик, узкий круг определенных людей. Я как- то сама по себе, торги у меня тут.
— Твой аукцион здесь.
— Да, торги идут у меня в мастерской и вполне успешно. На аукцион, может, и хотелось бы попасть, но пока не доводилось. В галереях выставлять и продавать работы я не вижу смысла, у меня поток людей здесь такой, что продажи, наверное, такие же, как и в галерее, а может и выше. Помещение находится в центре, люди покупают, я так понимаю, часть меня. Если я им нравлюсь, они покупают часть художника.
-Да, личный контакт намного важнее, чем просто увидеть картину.
— А если представить просто галериста, который будет стандартно где-то продавать мою работу…Я не верю в это, во-первых. Во-вторых, у них все одни и те же, одни и те же. Так что я даже не вижу смысла к ним обращаться, мне удалось как-то за те же цены продавать. Ну и зачем мне с ними делиться?
— Сорок процентов отдавать, да? Минимум…
— Я вот слышала Шемякин, живя в Америке, вообще 10% получал за свою работу! То есть он продавал работу за 300$, и видел, как затем в галерее работы уходили по 3000$. И он знал об этом, и подписывал свои работы. У него был контракт, что он будет делать так в течение года.
И когда он говорил: Ребята, ну имейте совесть.
Ему отвечали: окей, со следующего года мы не работаем.
— Бизнес, ничего личного.
Так, а когда ты решила поселиться здесь, на правом берегу?

— Сначала мы перебрались на Подол. Единственное, что я постаралась сделать сразу после Турции, это максимально уменьшить время для мастер-классов, преподавания, и побольше уделять времени деловым встречам, общению, чтобы люди приходили, смотрели, знакомились. Или сама куда-то хожу. Больше сосредоточилась на личном творчестве, порой не сильно задумываясь это выгодно мне финансово или нет. Потому что мастер-классы укачали меня очень сильно, честно скажу. И я понимаю что, как бы помягче сказать: размазывать краски по холсту можно научить любого, можно даже научить делать это качественно.
-А воспитать художника сложнее…
— А художник- это личность. Это когда человеку есть что сказать. Он даже может не подозревать, что он художник. Он может даже в быту так себя вести, делать что-то интересное, какие-то инсталляции, может так одеваться необычно или интересно.
Даже может не знать, что он художник, потому что это что-то большее, чем просто рисовать красиво. Ты наверное понимаешь о чем я говорю?
Да.
— К сожалению,  я не умею делать из людей личностей,  я же не Бог!
— Наверное, это более длительный процесс, чем посещение мастер-классов.
— Да, но я могу вдохновить на самостоятельное развитие. Я так и делаю.
— А сейчас ты над чем работаешь?
— Сейчас я работаю над большим заказом, это славянские богини, и планируется делать по этим эскизам украшения ювелирные, метафорические карты и иллюстрации в книгу.
А в итоге планируется запустить такую линию одежды. Я не знаю насколько удастся это организаторам, но они готовы вкладывать в это любые деньги.
— Как ты настраиваешься перед началом работы, чтобы почувствовать творческий поток?
— Это начинается с каких-то цветов или просмотра книг художников и костюмов. Мы взяли за основу цветовую гамму Васнецова. Начала работать и пошло, пошло.. Я не знаю точно, как это происходит, но закрываю глаза и вижу, как одна печёт пирожки, другая ходит. Эти картинки богинь приходят ко мне во сне в таком количестве, что я все запомнить не могу. Но 2-3 утром встану нарисую.
Иногда даже прошу, дайте мне просто поспать, пожалуйста!
Я не знаю, откуда у меня это, почему  я рисую. Да, я училась узнавать разные стили, направления  и техники, но это прикладное, а  основное у меня уже было.
Говорили же древние греки, что Гений — это такой дух.  Даже чисто психологически легче понимать, что моей рукой водит Гений, я просто человек и иногда просто прошу об отдыхе. Но я вообще-то трудоголик, могу работать по 10 часов в день и даже не позволять себе искупаться или поесть.


-То есть для тебя удовольствие в процессе. Творческий процесс — это жизнь.
— В процессе, видимо, и приходит вот эта настройка на поток. Не знаю у всех так или нет. Та учительница, которая теряла память, плотно вбила нам в голову, что вдохновения  без труда не существует. Она говорила, что если будете сидеть ждать вдохновение — я вас выгоню!
Начните что-то делать, раскладывать краски, кисти, растирать на палитре цвета, и вдохновение придёт, как аппетит во время еды. За все время мне вернули два заказа, наверное, потому, что они были очень срочные, я торопилась, не успела прочувствовать тему. Но если все делать с душой, долго и внимательно — все получится.

Сейчас я работаю над проектом <<Матери мира>>. Это реальные истории реальных женщин. Материнство поднимает над миром. Я считаю, что разделение на расы — это очень глупо. Я за космополитизм. Хочу сделать такой проект, ищу спонсора…
Идея найти интернациональные семьи, где мама одной национальности,  ребёнок другой. И сделать такую выставку с инсталляциями, чтобы были представлены колыбельные разных стран мира, возможно кухни. Чтобы в проекте принимали участие и другие художники, не только я. Чтобы они рисовали на ту же тему, но в своём ключе. Чтобы эта выставка поехала по разным странам мира. Чтобы это было такое движение.
Интересно, что у каждой картины есть своя история, реальная.

11146363_877325558994295_6215544894364132694_o-1364x768
Фото из журнала The Eva/ Матери Мира

Плюс я делаю разные арт-объекты. За всю жизнь, работала ли я художником или нет, я всегда что-то интересное создавала. Например, умывальник в прежней квартире, где краник торчал прямо из грампластинки.

В Киеве сложилось так, что деятельность у меня свободная, можно сказать, что я работаю художником, но сама на себя. Делаю заказы совершенно разные, то дизайн интерьера магазина одежды, то этикетку шотландского виски. Также мне стукнуло в голову, что я хочу создать абсолютно шуточный проект <<Я ЛЮБЛЮ СВЕРХУ>>. Зебра в чешках, краб в пачке, шиншилла Коко Шанель, кувшин монет. Кувшин монет (Monet) я ещё называю коэффициент независимости, сколько стоит независимость, и в День Независимости эта работа была представлена в Верховной Раде. Такса ван Гога, ослик Дали. Всего их семь, но будут ещё, наверное. То есть это вид сверху каких-то животных или предметов и игра слов. Просто, чтобы люди задумались не слишком ли серьёзно они относятся к жизни. Попытались посмотреть сверху на свои проблемы.
— У вас есть ещё место для жизни здесь в Киеве или ты живёшь  в мастерской?
— Да, я живу в мастерской, как монах в келье. По-другому мне не интересно. Мы пробовали отдельно снимать жильё и отдельно мастерскую. Получалось так, что я только приходила переночевать, но живу то я все равно в мастерской. Может потому я и в потоке, что я постоянно в контакте со своими картинами.
-Ты пыталась расчистить место в мастеркой, чтобы освободить пространство для нового творчества?
— Продать или подарить, в последний раз я просто подарила четыре работы и родилась новая серия — я люблю сверху. Подарила пейзажи. Пробовала с натуры писать, ездила на пленэры- не моё. Мне нравится из головы. Осталось попробовать интуитивное рисование. Когда ты отпускаешь себя и позволяешь линии рисоваться так, как она хочет.
Мне сложно уделить время этому, то ли из-за потока заказов или нехватки времени, сложно рисовать просто для себя что-то, что ты знаешь, возможно, никому ненужно, просто в стол.

12310048_947547705312027_6959300281394507169_o
Кувшин Monet/ Фото с выставки

— В общем можно сказать, что не все те художники, которые учились в Академии и не всегда Академия делает человека художником.
— Да никакая академия ни по какой профессии не может сделать человека этим профессионалом. Академия даёт только тусовку.
— Работает только внутренний импульс и желание.
— А если человек какую-то профессию на себя надел или с ней родился, то её даже и снять невозможно. Хоть переодевай профессию, хоть меняй. То, что хотелось в детстве, то каким ты пришёл…
— Ольга, ты очень хорошо выглядишь, поделись секретом молодости.
— Единственное, что могу сказать, что женщину украшают волосы и любовь! Если у неё хорошая прическа, волосы вымыты и уложены красиво, если у нее радость в глазах, блеск, если она испытывает радость жизни — возраста это не добавляет, а наоборот. Художник — он должен играться.  Если вы делаете работу играючись, и готовы делать это делать, даже если никому не будет нужно, вы никогда не постареете. Будьте как дети — играйте в жизнь!
— Спасибо за прекрасное интервью! Пожелаем творческих успехов! Больших продаж! Ну и в целом приятно было  познакомиться!   
— Спасибо!

 

 

Vera_DG_

Беседовала Вера DG

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *